Использование вебинаров в электронном обучении


Вебинары, как инструмент для электронного обучения, выстрелили в России очень быстро и очень далеко. Посудите сами: ВУЗы открывают дистанционные формы обучения с использованием вебинаров, частные центры обучения стараются подключить программы занятий на вебинарах, а отдельные специалисты-фрилансеры спешат поделиться с каждым человеком в интернете своими знаниями. Какие же форматы обучения возможны на вебинаре?
- Лекции.
Данный вариант обучения можно проводить не только в очном, но и в дистанционном формате. С появлением вебинаров, такой вид обучения можно практически со стопроцентной точностью перенести в онлайн-пространство. Результаты получаем точно такие же: лектор может вещать для аудитории, аудитория может задавать вопросы в чате или устно, подключая микрофон.
Однако в формате вебинара получаем идеальную лекцию, которую никто и никогда не помешает вам вести своими передвижениями по аудитории, громкими комментариями и обсуждением, телефонными звонками или кислыми заспанными минами. Получается передача чистого потока информации, который принимают только те, кто считает это нужным для себя, все остальные просто уходят в незаметный и бесшумный фон.
- Защита выполненной работы.
Продолжая студенческую тему можно вспомнить и о контроле знаний, что также вполне доступно в поле вебинаров. Речь идет о защите выполненной работы, будь то доклад, курсовая, диплом или просто рядовой экзамен. Везде, где подразумевается устное взаимодействие, вполне возможна организация этого взаимодействия через вебинары.
Вспоминается форма контроля знаний при помощи ответа, записанного на видео. Но если в видео-ответе взаимодействие двух сторон разведено во времени, то на вебинаре общение может строиться в синхронном режиме.
Мне самому как-то довелось держать такой ответ перед научной аудиторией и мои ощущения, как ученика, вполне совпадали с устным ответом в очном формате.
- Семинары, дискуссии, конференции. 
Семинарская работа во всех видах и проявлениях также достаточно просто реализуется в рамках вебинаров. Мы можем подключить студентов и одного-двух координаторов для направления дискуссионного взаимодействия в семинарской работе.
В подобном же виде можно организовать бизнес-семинар или конференцию и провести обсуждение того или иного доклада ведущего эксперта в области. Или даже взять наукоемкую область и собрать ряд ученых для публичного обсуждения научной информации.
И с кем бы мы ни применили семинарскую или дискуссионную форму работы, обсуждение пошло бы более гладко и структурировано. Ведь проблема очного обсуждения в том, что порой пытаются говорить если не все, то многие разом. На вебинаре это просто невыполнимо, поскольку эфир быстро наполняется «кашей», да и, как правило, каждого оратора подключают к диалогу не единовременно, а последовательно, чтобы в один момент времени мог говорить только один, максимум два человека.
- Мастер-классы, тренинги.
И еще два вида учебной работы, которые я собрал в одну группу.
Все, что связано с речевой и невербальной передачей информации, очень просто реализуется на вебинаре при помощи камеры и микрофона. Но вот контроль процесса усвоения знаний учениками, а тем более помощь (особенно в тех моментах, где что-то надо сделать руками) достаточно сложны. Потенциально можно подключать камеру и микрофон того или иного ученика, чтобы посмотреть, что у него получается. Но на деле это растянется на достаточно большой промежуток времени, и динамика всего занятия может быть потеряна.
Еще одна проблема будет заключаться в делении на группы для взаимодействия в виде дискуссий, отработки навыков и других вариантов групповой работы. Конечно, можно прибегнуть к созданию дополнительных комнат для каждой подгруппы, но это также достаточно трудоемко и долго.
Мною неоднократно применялись вебинары в обучении и, в том числе, для ведения тренингов, но, как правило, это были знания, которые можно усвоить и практиковать индивидуально, без взаимодействия в группе.
Наиболее приемлемый для тренинга и мастер-класса способ – это проводить лекционные и семинарские части при помощи вебинаров, а непосредственно практику показывать в аудиторном взаимодействии.
Мой вердикт пока остается таким же, как и пять лет назад, и не претерпел никаких изменений. Поскольку массовые технологии далеко не продвинулись вперед, использовать вебинары для ведения тренингов и мастер-классов вполне возможно, но на данном этапе прогресса в этой области вебинары пока уступают очному формату.
- Демонстрация техники работы на компьютере.
В определенной степени этот вариант обучения можно отнести к мастер-классам, при этом наблюдаются существенные различия, ведь показ всей необходимой обучающемуся информации ведется через монитор. Показ монитора собственного экрана участникам вебинара можно реализовать легко и комфортно, сопровождая изображение собственными комментариями. Поэтому организовать дистанционные курсы работы с компьютером или некоторыми приложениями вполне просто, используя вебинары, что и демонстрируют некоторые мои коллеги, и выполнял я на нескольких веб-курсах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий